Новосибирская область
«Главное — дисциплина, самодисциплина и психологическая устойчивость...»
Михаил Юрьевич Павкин — мастер производственного обучения, руководитель ресурсного центра Новосибирского машиностроительного колледжа. Он рассказал редакции газеты «Работа для Вас» о том, как стать и как БЫТЬ настоящим Мастером в работе с учениками.
Какое учебное заведение Вы окончили?
Я окончил Новосибирский педагогический универстет в 1996 году по специальности учитель общетехнических дисциплин, труда и технического творчества на факультете технологии и предпринимательства. Так получилось, что я писал две дипломных работы и имею две квалификации в дипломе — техническую и педагогическую. Сразу после окончания университета я пошел работать в ПУ-62, сейчас это Новосибирский машиностроительный колледж.
Как Вы нашли свою работу?
Это было сразу после окончания университета, на ярмарке рабочих мест, организованной центром занятости населения в Театре Оперы и Балета. На ярмарке я взял контакты руководства и пришёл на собеседование.
Какие у Вас обязанности на работе? Изменились ли они с течением времени?
Я начинал работать мастером производственного обучения на станках с ручным управлением. Ежегодно мы с ребятами участвовали в различных конкурсах профессионального мастерства, подготовкой к которым я руковожу сейчас, занимаем призовые места. Иногда я сам участвовал в подобных соревнованиях среди мастеров производственного обучения. Когда мы выиграли нац. проект «Образование», у нас появилось современное оборудование: современные станки с программным управлением и учебные классы. Соответственно, деятельность изменилась — приходилось осваивать новые технологии, проходить обучение на станкостроительном концерне в Германии. Также мы занялись подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации уже взрослых – сотрудников с заводов, и тех, кого направляли из центра занятости населения. Мы начали реализовывать различные проекты по развитию профессионального образования, например, в 2013 году мы создали Центр сертификации профессиональных квалификаций. И рабочие, прошедшие аттестацию в нашем Центре, могут получить сертификат, подтверждающий их квалификацию, который имеет приоритет на рынке труда.
Расскажите о Вашей работе в качестве наставника?
Мы со своими ребятами недавно вернулись из Казани с общероссийского этапа чемпионата по рабочим профессиям Worldskills Russia 2014, это был второй этап после регионального, где мы заняли первые места по компетенциям «Фрезерное дело на станках с ЧПУ» и «Токарное дело на станках с ЧПУ». Я поехал в Казань не только в качестве наставника, но и в качестве эксперта. Такого уровня чемпионат по этим компетенциям проводился впервые в России. В Казани мой студент Кузнецов Петр занял первое место в компетенции «Фрезерное дело на станках с ЧПУ». Второе место в компетенции «Токарное дело на станках с ЧПУ» занял Антонов Максим. Ребятам вручили сертификаты на недельное обучение, а также пригласили в качестве участников на открытый чемпионат Worldskills в Германию. Для меня как для наставника это серьезная победа.
Часто ездите в командировки?
Почти каждый год вожу своих воспитанников на всероссийские конкурсы и олимпиады, проходящие в городах России. За границу, в Германию, я ездил три раза для прохождения обучения.
Приходилось чему-то дополнительно учиться?
Да, ведь когда я учился в университете, такого оборудования не было, а были станки, которые считывали команды с магнитных носителей, перфокарт, перфолент. Сейчас программное управление станками стало более совершенным, требующим новых знаний. У нас существовала практика работы на универсальных станках, но для полноценной работы в колледже этого было недостаточно. Приходилось заниматься самообразованием.
Есть ли у Вас свои методики работы со студентами? Бывают ли сложности во взаимопонимании?
Бывают разные сложности. Иногда уровень подготовки ребят недостататочно высок – приходится восполнять пробелы. Профессия сложная, требует очень много предварительных знаний. К счастью, ребята проявляют интерес к своему делу. Немаловажную роль играют способности ребят, они должны быть выше средних. Также важные условия работы в студенческой среде — это дисциплина, самодисциплина, психологическая устойчивость, кружковая работа. Ребята, которые хотят стать профессионалами и которые участвуют в конкурсах, должны быть готовы заниматься и во внеурочное время. Но в этом есть свой большой плюс, ведь они имеют возможность заниматься по индивидуальной программе.
Как быть с теми студентами, которые не хотят учиться?
Для педагога важно создать ситуацию успеха, дать понять студенту, что он хоть что-то может. Пусть это будет менее сложное задание, но такое, чтобы он смог его выполнить. В основном с этим у меня проблем нет, стараюсь научить всех, кто пришел к нам.
Есть ли в колледже проблема с набором на рабочие специальности?
В последнее время проблем с набором не стало. Возможно, это связано с тем, что у нас новое, современнное оборудование, а также с тем, что мы осуществляем большую профориентационную работу — ездим по школам, выезжаем в сельскую местность, устраиваем дни открытых дверей, участвуем в ярмарке учебных мест. Я тоже принимаю участие в этой работе — провожу мастер-классы для школьников. Что интересно, большинство наших студентов составляют те, кто выбрал наше учебное заведение по рекомендациям родственников и друзей.
Общаетесь с выпускниками?
Да, они часто посещают родное учебное заведение. Выпускники, работающие на оборудовании, на котором обучались, обращаются еще и за консультацией. Многие приходят на повышение квалификации, некоторые просто заходят в гости, чтобы рассказать о своих радостях и достижениях.
Требуются ли мастера в штат?
Думаю, что потребуются в связи с расширением набора и открытием новых специальностей. На данный момент у нас работает около 10 мастеров по различным профессиям.
Что больше всего в работе нравится?
Видеть плоды своего труда, видеть выпускников, которые уже являются квалифицированными рабочими, слышать отзывы от руководителей предприятий и организаций, где работают мои ребята. Это то, ради чего стоит работать — ощущение нужности своего дела.